Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

Род Сухих и Беларусь

Экскурсия по музею П. О. Сухого

 

Приглашаем вас проследить за судьбой нашего знаменитого земляка, Генерального авиаконструктора – Павла Осиповича Сухого, за тем, как пришел он в авиацию, как начал свой разбег по жизненной «взлетной полосе», как устремился в небо и долгие годы продолжал свой стремительный разбег, который не был ровным и безоблачным. Были и неудачи, выдающиеся успехи, блистательные рекорды.

Место, откуда берет начало род Сухих – Вилейщина. Дед известного на весь мир авиаконструктора П.О. Сухого, Сухой Андрей Алексеевич, из деревни Пахомово Вилейского уезда Виленской губерни. Он был крепостным крестьянином у помещика Гицевича поместья Вязынь. 

Андрей Сухой был грамотным, он окончил Черниговскую школу пчеловодства в 1837 году.


Родители Павла Сухого – Осип Андреевич 


 и Елизавета Яковлевна 


         Было у него два сына: Николай и Осип. Осип Андреевич родился в Вязыни 23 декабря 1867г


В 1887г. Осип окончил Молодеченскую учительскую семинарию

 

После окончания семинарии он работает учителем в народных училищах Виленской губерни с 5 сентября 1887 по 15 августа 1899г.. Первым местом его работы было Ганутское народное училище (1887-1889гг.). Благодарность учителю Ганутского народного училища О.А. Сухому.

 

Здесь, в Гануте, он встретил свою будущую жену Елизавету Гисич, она из крестьян. Елизавета навсегда пленила молодого учителя своей красотой и хозяйственной смекалкой (фото родителей П.О. Сухого: Елизавета Яковлевна и Осип Андреевич) 


Елизавета Яковлевна родилась в 1872г. (метрика о рождении не сохранилась). В 1888г. Она окончила Ганутское народное училище

Сейчас официальное название Гануты - Ручица. Деревня так называлась и раньше, а усадьба носила название Ганута. Ганута известна с 1501 года, когда являлась собственностью князей Гольшанских. С 1738 года ее хозяевами стали Агинские. После смерти Тадеуша Агинского ее собственником становится Франтишек, затем Михаил Клеафас Агинский. Как утверждает местный краевед Анатолий Рогач, Ганута являлась летней резиденцией Михаила Клеафаса Агинского. От Гануты до Залесья 10 км вверх по реке Вилии.

В 1889 году Осип Андреевич работает учителем Черневичского народного училища. С 1892 по 1897 годы Осип Андреевич вместе с женой проживал в местечке Глубокое Виленской губерни Дисненского уезда. Он работал учителем в Глубокском народном училище, которое было построено в 1885 году и владело землей по актам Люстрационной комиссии при церкви Рождества Богородицы.

  

В Глубоком 10 (23) июля 1895 года родился в семье Сухого О. А. сын Павел.


Из метрической книги Глубокской церкви Рождества Богородицы за 1895 год в I части о родившемся в ст. №109 мужского пола имеется следующая запись: тысяча восемьсот девяносто пятого года десятого июля рожден и тридцатого крещен Павел. Родители его: учитель Глубокского народного училища Осип Андреевич Сухой и его законная жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Восприемниками были Глубокской церкви священник Николай Иосифович Никольский и крестьянка села Гануты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершил священник Илларион Вильяновский и диакон Венедикт Наронович «Причитающийся гербовый сбор оплачен в г.Вильна февраля 12 дня 1903 года» (свидетельство о рождении П. О. Сухого №1281) 


За время работы в Глубокском народном училище Осип Андреевич и его жена неоднократно получали письменные благодарности и денежные вознаграждения. Он – за работу с учениками, организацию хора. Она – за успешное обучение девочек шитью и рукоделию (благодарности учителю О. А. Сухому и его жене).

         С 1899 года семья Сухого переезжает в г.Гомель 

 

В г.Гомеле семья проживала по Клубному переулку, дом №2. В годы II мировой войны дом сгорел  


         В семье подрастали, получали образование пятеро детей: Елена, Александра, Олимпиада, Ксения и сын Павел. 


Олимпиада родилась в Глубоком в 1893 году. Детей воспитывали на православных традициях, учили музыке. Большой популярностью в семье пользовался рукописный журнал «Молодая поросль», куда можно было записать все: сочинение, стихотворение, пожелание. У Осипа Андреевича была большая библиотека, но одной книгой особенно дорожили. Это был томик первых стихов Якуба Колоса с личной подписью автора: «Уважаемой Елизавете Яковлевне на память от автора» - из воспоминаний Фандеевой Вевеи Васильевны, племянницы П. О. Сухого. В Гомеле Осип Андреевич заведовал школой для детей железнодорожников, позже железнодорожное училище. За отличную работу в г.Гомеле Осип Андреевич был награжден грамотой Герой Труда 


Как известно, в СССР почетное звание Герой Труда присваивалось с 1927 по 1938 годы за особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы при стаже работы рабочего или служащего, как правило, не менее 35 лет. Звание Герой Труда было установлено ЦИК и СНК СССР от 27.07.1927 года. Награжденные члены их семей пользовались льготами в области жилищных прав, народного образования, пенсионного обеспечения, налогообложения. В связи с введением в 1938 году звания Героя Социалистического Труда, было отменено присвоение звания «Герой Труда».

Павел Сухой очень любил читать. Он не расставался с книгами даже в праздники. Много лет спустя, рассказывая дочери Ирине о своем детстве, Павел Осипович вспоминал эпизод из своего детства, который произвел на него самое неизгладимое впечатление. «Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами. Позже я узнал, что пилотировал этот летательный аппарат известный русский летчик Сергей Уточкин, гастролировавший тогда по разным городам России. Залетел аэроплан и в Гомель». Павел даже принялся мастерить модель самолета, но первая модель Павла Сухого не полетела. И только встреча его с профессором Николаем Егоровичем Жуковским определит окончательно его дальнейший путь.     

В Гомельской гимназии ф 12. Павел Сухой учился с 16 августа 1905 года по 8 июня 1914 года. 

т

Гимназию Павел Сухой окончил с серебряной медалью, проявив при этом особые успехи в математике и физике. Здание бывшей мужской гимназии сохранилось. Ныне здесь размещается Гомельский государственный технический университет, которому в 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения П. О. Сухого присвоено имя П. О. Сухого .


         Во время учебы в Гомельской гимназии, во время летних каникул 1911 года, лучшие гимназисты едут на экскурсию в Туркестан. Поездка произвела на Павла незабываемое впечатление. Бухара, Самарканд, диковинная восточная архитектура, природа, обычаи людей и фрукты, в жизни таких не ел Павел.

         Эта поездка стала роковой для Павла. Он заболел дизентерией, которая дала тяжелое осложнение, напоминала о себе всю жизнь. На протяжении всей жизни Павел Осипович сохранял «железный режим питания». Из воспоминаний Зырина Н. Г. «Павел Осипович не любил жирной пищи. Хлеб употреблял, как правило, черный (черствый). Избегал банкетов, торжественных заседаний, не курил и не переносил спиртного. В кабинете у него никто не курил (хотя пепельницу держал у себя в столе для «особых»: маршалов, генералов, министров). (Воспоминания Н. Г. Зырина, январь 1986г.)». В 1913 году, как лучший гимназист, Павел Сухой был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых в Петербург. (Фотография, Павел Сухой среди гимназистов: второй справа) 


         Гимназию Павел окончил 8 июня 1914 года. Он решает учиться в Москве в техническом училище, но  в связи с тем, что в приемную комиссию были сданы копии документов, а не оригинал, приемная комиссия отказала Павлу Сухому в приеме на учебу. Чтобы не терять зря времени, Павел Сухой подает документы в Московский университет на математический факультет. 

 

Одновременно он посещает лекции профессора Н. Е. Жуковского в МВТУ 


После окончания первого курса университета, Павел Сухой переводится в МВТУ окончательно. Но учебу приходится прервать.

В 1916 году Павел Сухой призван в царскую армию, где служил в чине прапорщика 

 

 

Его желание посвятить свою жизнь самолетостроению, прежде всего военному, становится главной целью его жизни. Накануне I мировой войны воздушный флот России насчитывал 250 самолетов, обеспеченных достаточным числом опытных пилотов и авиатехников. Но каких-либо существенных преимуществ русской армии это не принесло. На русских авиационных заводах – «Руссо-Балт», «Дунс», «Щетинино», «Лебедево», «Анатрий» строились в основном самолеты по французским моделям. Только 20% воздушного флота России составляли отечественные самолеты, среди них знаменитый бомбардировщик, самый большой в мире самолет «Илья Муромец» Игоря Сикорского. (Фотография «Первый пилот «Ильи Муромца»») 


Игорь Сикорский позже покинет Родину. Он в США станет конструктором вертолетов. Неплохо зарекомендовали себя в годы I мировой войны самолеты-разведчики «Лебедь», гидросамолеты Григоровича.

После Октябрьской революции началась демобилизация армии. Прапорщик Павел Сухой возвращается в Москву, чтобы продолжать учебу, но училище закрыто. 

         В стране разруха, голод. Он устраивается на работу учителем математики г.Лунинца Брестской области. После оккупации территории Беларуси поляками в 1919 году он возвращается в г.Гомель. С ним приехали еще несколько учителей. В Гомеле они стали учительствовать в школе, которой заведовал Осип Андреевич.

         Для учителей школы сохранялся бесплатный проезд по железной дороге. Павел часто ездил за продуктами для семьи в другие регионы страны. Однажды ему не повезло, он заболел сыпным тифом, еле выжил. Только поправился – его свалила скарлатина. Она дала осложнение на горло, после чего у Павла пропал голос. Болезнь лишила его не только возможности петь, ему стало трудно говорить, голос стал приглушенным, а в конце жизни хрипловатым. Может быть поэтому он мало говорил, слыл «молчуном».

         В 1918 году советское правительство открывает учебные заведения в России, национализируются авиационные предприятия, создается первое учебное заведение – Авиатехникум и ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт во главе с Н. Е. Жуковским и А. М. Туполевым) 


         П. О. Сухой возвратился в Москву в 1921 году и снова аудитории МВТУ. Отсюда выйдут будущие авиаконструкторы, ученые, создатели отечественной авиационной техники. 

 Коллектив ЦАГИ: второй справа Сухой; 2) П. О. Сухой в 20-е – 30-е годы; 3) Свидетельство об окончании МВТУ П. О. Сухим).

         В1923 году Павел Осипович женится на Софье Феликсовне. Он знаком с ней еще с Лунинца. Она преподавала там французский язык. В Москве Софья Феликсовна поступает на работу преподавателем французского языка в только что созданный институт физкультуры. (Семейное фото «П. О. Сухой и Софья Феликсовна»; «П. О. Сухой, Софья Феликсовна, дочь Ирина, сын Дмитрий»). 


         Павел Осипович очень любил детей – дочь Ирину и сына Дмитрия, своих племянников, а потом и внучек, заботился о детях старшей сестры, оставшихся после гражданской войны сиротами. Несмотря на его внешнюю суровость, дети и родственники отвечали ему взаимностью, очень любили его.

         Павел Осипович выработал для себя строгий, «железный» режим дня. Вставал рано, обязательно занимался гимнастикой. После учебы и работы шел домой пешком. Занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе для него были обязательными на протяжении всей жизни. Благодаря этому он и не сдавался своим недугам долгие годы. 

 


В 1925 году Павел Сухой окончил МВТУ. Руководил его дипломным проектом А. М. Туполев. Защита диплома прошла успешно (свидетельство об окончании МВТУ). В свидетельстве записано: «В марте 1925 года Павел Сухой подвергся испытаниям Государственной квалификационной комиссии и защитил работу на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил», П.О.Сухому присваивается квалификация инженера-механика».

         А.М. Туполев высоко оценил способности своего дипломника и пригласил его на работу в конструкторский отдел ЦАГИ-АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство). Так сбылась мечта Павла Сухого.

         Конструкторское бюро Туполева размещалось в старом здании - двухэтажном особняке меховщика Михайлова по улице Радио, дом 4. Ныне здесь размещается музей Н.Е. Жуковского. На Кольчугинском заводе во Владимирской области под руководством Буталова В.А. было налажено производство первого отечественного алюминия, который по своим качествам не уступал зарубежному. Из этого металла стали делать первые советские самолеты. Сначала это был «АНТ-1» смешанной конструкции


затем «АНТ-2» 


 Туполев поручил бригаде Сухого создать первый цельнометаллический истребитель для серийного производства, который бы по своим данным не только не уступал, но и превосходил лучшие зарубежные самолеты подобного типа.

         В конце 1925 года Сухой создает «И-4» 



Это был полутораплан с малым свободонесущим нижним крылом. Он был легким и изящным. Первые полеты проводили летчики-испытатели М. Громов, А. Юмашев и И. Козлов. По скорости, потолку полета, скоронадежности этот самолет опережал зарубежные. И-4 состоял на вооружении Красной Армии с 1928 по 1933 год. Это был первый вклад П. О. Сухого в отечественное самолетостроение.

В начале 30-х годов бригаде Сухого Туполев поручает проектирование одноместного металлического истребителя И-14 


В машину Сухой П.О. внес ряд технических новшеств:

убирающиеся в полете шасси, тормозную систему колес, закрывающую кабину летчику, фонарь, гладкую обшивку фюзеляжа. Из планируемых 55 машин в серию пошло 18. Самолет выпускался промышленностью 7 лет. 


         Следующий самолет получил условное название «РД» (Рекорд дальности) 


Размах крыла достигал 34 метра, длина его превышала ширину в 3 раза. Одновременно строился второй экземпляр с более мощным двигателем.

         Старт на установление рекорда состоялся утром 12 сентября 1934 года. Самолет пролетел по треугольнику: Москва-Рязань-Харьков. Через 75 часов, пройдя без посадки 12411 км, РД приземлился на аэродроме в Харькове. 


         Павлу Сухому Туполев поручает переделать РД в бомбардировщик дальнего действия. Это произошло после того, когда разбился американский летчик Вилли Пост, совершивший тренировочные полеты, получив у Советского правительства разрешение перелететь в СССР из США через Северный полюс.

         П.О. Сухой создает одномоторный двухместный бомбардировщик с укороченным размахом крыльев. Этот самолет ДБ-1 (Дальний бомбардировщик -1) стал первым советским бомбардировщиком дальнего действия. 


В июле 1936 года из Москвы на о.Удд стартовал экипаж В.П. Чкалова, пролетев 9374 км за 56 часов 20 минут.


18-20 июня 1937 года В.Чкалов, Г. Байдуков и А.А. Беляков на АНТ-25 совершили перелет из Москвы в Портленд (США) через Северный полюс. 


         12-14 июля на АНТ-25-1 М. Громов, А. Юмашев и С. Данилин совершили рекордный перелет по маршруту 


 Москва-Сан-Джасинто (США) через Северный полюс, протяженностью в 11500 км. 


         Мир узнал о возможностях советской авиации. А Павел Осипович Сухой уходит в новое задание. По схеме новый самолет, над которым работает бригада Сухого, близок РД. Но для увеличения скорости на нем были поставлены не один, а два мотора. С вооружением в одну тонну он может летать 340 км в час более чем на 5 тысяч километров. В это время рекорд дальности значился среди женских экипажей за Элизабет Лион. Она весной 1938 год по прямой перелетела 4063 километра.


         Экипаж В. Гризодубовой  дал самолету ДБ-2 название «Родина». Это название говорит само за себя.

         1938 год: 30 августа при подготовке к перелету самолета «Родина» П.О. Сухой летал в качестве наблюдателя.

         24-25 сентября В. Гризодубова, М. Раскова и П. Осипенко установили на «Родине» международный рекорд дальности для женского экипажа, пролетев по маршруту: Москва-поселок  Керби 5497 км за 26 часов 29минут.

         Экипаж самолета «Родина» - В. Гризодубова, М. Раскова, П. Осипенко - первым среди женщин стали Героями Советского Союза. П.О. Сухой был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 


         20 сентября 1940 года П. О. Сухому присвоена степень доктора технических наук. 


         16 марта 1940 года был организован опытный завод №289, а в мае КБ П.О.Сухого перебирается  в Харьков.

 

Особую роль в доводке машины сыграл 135-й ближнебомбардировочный полк. 67 летчиков  472 штурмана освоили особенности Су-2. Широкое внедрение Су-2 (ББ-1) в строевые части началось в январе 1941 года.


 В основном эти новые машины потупили на вооружение в западные округа. (7-й БАП (боевой авиационный полк) с полевого аэродрома Миньки (юго-восточнее Бобруйска) на третий день войны наносил бомбовые удары по 2-й танковой группе фашистов.

         Наиболее напряженный бой произошел 26 июня, когда 25 «Сушек» с высоты 300м попытались разбомбить танковую колонну около Слонима.

         7 июля 1941 года авиаторы 43-го БАП уничтожили 118 танков, 1086 автомашин, 22 моста, 86 орудий и другую технику.

         12 сентября 1941 года старший лейтенант 135-го БАП Е.И. Зеленко выполняла задание по разведке. На обратном пути ее самолет Су-2 был атакован. Самолет загорелся. Екатерина приказала раненому штурману покинуть самолет, после чего пошла на таран истребителя противника. Е.И.Зеленкова стала первой и единственной в истории авиации женщиной-летчицей совершившей таран. В декабре 1941 года она награждена  посмертно орденом Ленина. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза в мае 1990 года. 


          Из письма маршала авиации И.И. Пстыго музею П.О.Сухого 


«Через редакцию «Пионерской правды» я получил ваше письмо. С радостью узнал, что вы делаете хорошее дело, увековечивая память о нашем замечательном, талантливом Генеральном конструкторе самолетов Павле Осиповиче Сухом.

         Да, действительно, до войны я выучился летать на самолете Су-2 и войну начал на нем, в составе 211-го ближнебомбардировочного  авиаполка. В 1941 году я сделал на Су-2 21 боевой вылет. Затем переучился на самолет Ил-2 конструкции С.В. Ильюшина, на котором воевал всю войну.

         Я был командиром 893-го штурмового авиаполка. За отличные боевые действия по разгрому вражеской группировки в районе Витебска, полк именовался 893-й штурмовой авиационный Витебский Краснознаменный, а за освобождение г. Лиды полк награжден  орденом «Красного Знамени»».

13 апреля 1987года.

         Из воспоминаний командира 135-го бомбардировочного полка, полковника Г.М. Корзинникова: «Самолет Су-2, имея хорошие летнотехнические  данные, летал со скоростью 400 км/ч, хорошо маневрировал, был легким  в управлении и в меру строгим на взлете и посадке. Брал на борт 600 кг разных  по калибру бомб. Четыре пулеметных установки давали возможность штурмовать живую силу противника на земле и успешно отражать нападение вражеских истребителей в воздухе». 135-й бомбардировочный полк на Су-2 участвовал в Рогачевско-Жлобинской операции. Полк действовал большими группами, уничтожил скопление войск противника, переправы через Днепр, громил механизированные части врага в районе Паричи и Речицы, нанес тяжелые потери фашистам под Климовичами».

 На Су-2 воевали 27 Героев Советского Союза, из них пять получили это звание за выполнение боевых заданий на Су-2.


          К концу августа 1943 года прошли заводские и государственные испытания Су-6. После испытаний был сделан вывод, что «Су-6» по максимальным скоростям горизонтального полета стоит выше штурмовика Ил-2. Самолет обладает такой скоростью, что делает его трудно досягаемый даже для истребителей противника. Однако серийное производство Су-6 налажено не было. П.О. Сухой был удостоен Государственной премии 1- степени, денежную часть которой он передал в фонд обороны.

         В 1944 году совершил первый полет двухмоторный двухместный бронированный штурмовик Су-8, оставшийся в единственном экземпляре 

         Еще в 1943 году начал проходить заводские испытания высотный истребитель Су-7 


         Однако следует заметить, что в Германии к этому времени появились реактивные истребители мессершмитты: (Ме-262). Пользуясь преимуществом скорости, они вели охоту за нашими машинами. 


         Конструкторские бюро Микояна, Лавочкина, Сухого, Яковлева получают срочное задание: сделать самолет для борьбы с немецкими реактивными самолетами.

         Первым работу закончил Микоян. В ходе испытания истребителя И-250 впервые  в нашей стране была достигнута скорость 820 км/ч.

         Первый реактивный самолет П.О. Сухого Су-9. На нем впервые установлен посадочный тормозной парашют, катапультное кресло. 


          В 1947 году проведены испытания фронтового истребителя Су-11 с двумя турбореактивными двигателями советского производства.

         В 1948 году успешно прошли заводские испытания Су-12, Су-10, Су-17 


Су-17 установлен при въезде в г. Глубокое. На этом самолете  впервые в мире была применена отделяемая носовая часть фюзеляжа вместе с герметичной кабиной.

         С самолета Су-11 


началась многолетняя творческая работа П.О. Сухого и конструктора реактивных двигателей А. М. Люльки.

          В начале 1949 года прошли испытания первого отечественного трансзвукового самолета Су-15 


«Хорошо работает не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо работает»! – вот жизненное кредо Павла Осиповича Сухого.

         Скромность, нежелание «проталкивать» свои достижения и громкими словами защищать свои машины – вот чем всегда отличался П.О. Сухой.

         Вспоминает Зырин Николай Григорьевич: «Дальновидность П.О. Сухого значительно опередила мировой прогресс в самолетостроении, в выборе параметров будущих истребителей – удельной нагрузки на крыло и энерговооруженности».

          В результате этого в 1955 году на самолете Су-7 впервые в СССР была получена максимальная скорость полета 2100 км/ч.

          В 1958 году в СССР впервые был создан истребитель-перехватчик Т-3 с треугольным крылом. В. Ильюшин, А. Кознов, Б. Адрианов установили два мировых рекорда высоты и два мировых рекорда скорости полета (Фотовыставка. Фрагменты мировых рекордов).

         В 1966 году впервые в СССР был создан самолет Су-17 с крылом, изменяемой в полете стреловидностью (Катапультное кресло, пульт управления самолета Су-17)


         В 1966-1967 годах П.О. Сухой создает самолет с автоматизированным контуром управления, позволяющим отслеживать рельеф местности. В 1969 году был создан Су-24


         В 1975 году создан фронтовой штурмовик Су-25 с высокой живучестью и возможностью применения на малых высотах в горных условиях 


         Уже после смерти П.О. Сухого Наум Черняков 


создает самолет XXI века «Русское чудо»! – «Сотку» 


         Впервые в мире корпус сделан из титана, абсолютно новые принципы управления, новейшая электроника, вооружение.

В «Сотке» 100% новизны,  100%  абсолютного риска! Все-100 тонн! 4 двигателя. Управляется легко, как истребитель. Скорость 3200 км/ч, высота 20000 метров. Но самолет не пошел в серию. Почему? А.М. Туполев боялся за свой престиж:  его КБ начинало строить истребитель, подобный американскому «В-1». Министр П.В. Дементьев боялся за свое кресло. В это время велись переговоры СССР и США о сокращении вооружения. Возможно,  все это послужило снятию «Сотки» с производства.

За выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники генеральному конструктору П.О. Сухому в 1957 и 1965 годах было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

П.О. Сухой является автором свыше 50 типов самолетов. На базе их создано семейство специализированных модификаций.

В 1977 году совершил полет Су-27, самый маневренный самолет в мире.


Далее появились: 

 Су-27УБ - учебно-боевой самолет,

 Су-30 – многофункциональный истребитель, 


Су-33 – корабельный истребитель, 


Су-34 – двухместный специализированный ударный самолет, 


Су-35 – многоцелевой  истребитель, выполненный по схеме «интегрального триплана».


В период с 1983-1999г. в ОКБ создано семейство самолетов Су-26, СУ-29, Су-31 и их модификаций, а на самолете Су-31 впервые в мировой практике применена система спасения летчика. Это спортивные самолеты. Спортсменами сборной России на этих самолетах завоевано в международных соревнованиях более 180 медалей, из них 80 золотых. В настоящее время продолжаются работы в ОКБ Сухого над пассажирскими, сверхзвуковыми самолетами. 


Всего за 70 лет существования коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов. На самолетах  Су установлено 52 мировых рекорда.

«Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации».

Этими словами генерального авиаконструктора, Героя Социалистического Труда, академика О.К. Антонова завершается экскурсия по музею П.О. Сухого.