Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

Общая информация

В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОДА МАЛОЙ РОДИНЫ

учреждение образования "Белорусская государственная академия авиации" 

совместно с музеем П.О. Сухого государственного учреждения образования "Средняя школа №1 г. Глубокое имени П.О.Сухого" 

представляет виртуальную экспозицию музея




Па́вел О́сипович Сухо́й


(1895 – 1975)

Доктор технических наук (1940), ученый и авиаконструктор, создатель сверхзвуковых самолетов

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию и в июне 1914 года окончил её с серебряной медалью. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в Русскую Императорскую Армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой Мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года — начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918-1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н.Туполева: АНТ-3 (Р-3)АНТ-4 (ТБ-1)АНТ-5 (И-4)АНТ-6 (ТБ-3)АНТ-7 (Р-6)АНТ-10 (Р-7)АНТ-13 (И-8)АНТ-14 «Правда». С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М.Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина», на которой женский экипаж П.ОсипенкоВ.Гризодубовой и М.Расковой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва — Дальний Восток.

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О.Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943 г.). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 г. — Генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщикСу-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например С-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

Награды:
-в 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда,
-в 1965 награждён второй золотой медалью Героя Социалистического Труда,
-кавалер трёх орденов Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.),
-орден Октябрьской Революции,
-орден Трудового Красного Знамени,
-орден Красной Звезды,
-орден «Знак Почёта»,
-Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6),
-Ленинская премия (1968 г.),
-золотая медаль имени академика А.Н.Туполева № 001 (1975 г. — посмертно),
-Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

Литература

  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов.  – Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983.  – 351 с.
  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний [советского] лётчика.  – Москва: Детская литература., 1987.  – 351 с.  
  • Беляков А. В.авиационный штурманВалерий Чкалов.  – Москва: ДОСААФ., 1974.  – 208 с.
  • Баландзін, Канстанцін Іванавіч (кандыдат гістарычных навук ; нар. 1946). Зоркі беларускай тэхнічнай навукі [Павел Сухі] :вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу "Гісторыя і культура Беларусі" / Беларус. дзярж. палітэхн. акад., Каф. гісторыі, сусвет. і айчын. культуры, Т-ва беларус. мовы. - Мінск : БДПА, 1996. - 27 с. - Бібліягр.: с. 26. 
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой.  – М.: Молодая гвардия, 2016.  – 324 с.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток.  – Москва: Изобразительное искусство, 1989.  –  ? с.  –  85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. 
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск.  – 1997, 23 июня.
  • Кемколидзе, М. П. Квантовый возраст [П. О. Сухой] / М. П. Кемколидзе. – Москва : Наука, 1989. 
  • Кузьмина, Лидия Михайловна (историк). Генеральный конструктор Павел Сухой : (страницы жизни) / Л. Кузьмина ; [предисл. Г. Сивкова]. - Минск : Беларусь, 1985.- 238, [1] с., [16] л. ил.  
  • Кузьмина, Лидия Михайловна (историк). Павел Сухой и его крылатые шедевры / Лидия Кузьмина ; [предисл. Е. Марчукова ; послесловие М. Симонова]. - Минск : Беларусь, 2010. - 383, [8] с. : ил. 
  • Ларионов, Владимир Семенович (краевед ; род. 1952). Мы отковали пламенные крылья : вклад уроженцев Гомельщины в космонавтику : к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина [Павел Сухой] / В. С. Ларионов. - Гомель : Барк, 2011. - 51 с. : ил. - Библиогр.: с. 48-50 (44 назв.). 
  • Марціновіч, Алесь (нар. 1946). Сполахі далекіх зарніц : гісторыя ў асобах [Павел Сухі] : эсэ, нарысы / Алесь Марціновіч. - Мінск : Мастац. літ., 2005. - 332, [2] с., [8] л. iл.   
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. [Краткий биографический справочник]. Первое издание.  –  Мн.: Беларусь, 2015.  – 62 с.
  • Пономарев, А. И. Советские авиационные конструкторы [П. О. Сухой] / А. И. Пономарев – Москва : Воен. изд-во, 1990. 
  • Проклов, Владимир. Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П. О. Сухого / Владимир Проклов // Авиация и космонавтика. - 2017. - № 12. - С. 28-33. 
  • Проклов, Владимир. П. О. Сухой – к 120-летию со дня рождения [Павел Осипович Сухой, выдающийся советский авиационный конструктор, 23 (10 июля 1895-15 сентября 1975), родился в местечке Глубокое Виленской губернии (г. Глубокое Витебской области] / В. Проклов // Авиация и космонавтика. – 2015. - № 7. – С. 2-10. 
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один.  –  М.: Советская Россия, 1973.  – 304 с.
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя.  – Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006.  – 416 с.
  • Сухі Павел Восіпавіч // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. - Мінск, 2002. – Т. 15 : Следавікі – Трыо. – С. 297. 
  • Сухой Павел Осипович // Большая Советская энциклопедия. – 3-е изд. - Москва, 1976. – Т. 25. : Струнино-Тихорецк. – С. 102-103. 
  • Топчеев, Е. И. Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой / Е. И. Топчеев // История науки и техники. – 2002. - № 12. - С. 2-18. 
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. [П. О. Сухой] / В. Б. Шавров. - 2-е изд. – Москва : Машиностроение, 1978.