Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Общая информация
Персоналии
Учебно-методические материалы
Актуальная информация

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин была создана в 1998 г. в рамках развития учебного заведения «Минский государственный высший летно-технический колледж».

Первым заведующим кафедрой СГД стал бывший начальник колледжа, кандидат педагогических наук, доцент Сидорович Николай Андреевич. В 2009 г. заведующим кафедрой был назначен кандидат экономических наук, доцент Науменко Александр Иванович, в 2016 – доктор исторических наук, доцент Сакович Виктор Савельевич. В 2016/2017 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполнял кандидат исторических наук, доцент Гурецкий Александр Антонович. С сентября 2017 года заведующим кафедрой назначен кандидат филологических наук, доцент Сивицкий Владимир Николаевич.

В настоящее время на кафедре ведется преподавание следующих дисциплин:

Среднее специальное образование:
Основы права;
Основы менеджмента;
Основы социально-гуманитарных наук;
Экономика организации.

1 ступень высшего образования:
Философия;
Основы психологии и педагогики;
Логика и методология науки;
Философия техники;
История Беларуси (в контексте европейской цивилизации);
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны);
Этническая и конфессиональная история Беларуси;
Социология;
Основы военной социологии;
Права человека;
Коррупция и её общественная опасность;
Экономическая теория;
Экономика отрасли;
Инновационный менеджмент;
Теория отраслевых рынков;
Основы военной экономики;
Политология;
Основы идеологии белорусского государства;
Беларуская мова (прафесійная лексіка);
Культура речи;
Русский язык;
Русский язык как иностранный (профессиональная лексика);
Делопроизводство.

2 ступень высшего образования (магистратура):
Философия и методология науки;
Педагогика и психология высшей школы;
Авиационная психология и эргономика.

На кафедре проводятся:

  • научно-теоретический курсантский семинар «Культура Беларуси: история и современность»;
  • научно-теоретический курсантский круглый стол «Социально-гуманитарные аспекты развития авиационной техники и общества»;
  • организуются экскурсии в музеи и выставочные залы Беларуси.
Под руководством преподавателей кафедры курсанты выполняют рефераты и научные работы по актуальным проблемам истории, современного состояния и перспектив развития белорусского общества и авиации в Республике Беларусь.

Сотрудники кафедры участвуют в организации и проведении единых дней информирования, субботниках, историко-культурных мероприятиях, профориентационной работе академии.



СИВИЦКИЙ Владимир Николаевич,
зав. кафедрой,
кандидат филологических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 3212
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-33


НАУМЕНКО Александр Иванович,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
кандидат экономических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


ШУМСКИЙ Константин Анатольевич,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
кандидат исторических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


ГУРЕЦКИЙ Александр Антонович,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
кандидат исторических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


ВЕРЕЩАК Светлана Геннадьевна,
старший преподаватель

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


ВОЛК Елена Анатольевна,
заведующий учебно-методическим кабинетом кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Учебный корпус №3, кабинет 3209а
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


МЫТЬКО Валентина Григорьевна,
доцент кафедры,
кандидат исторических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 32
Телефон: (8017) 341- 99 -22
Внутренний: 21-87


ШПАКОВСКАЯ Людмила Ивановна,
старший преподаватель

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32


КОХНО Светлана Александровна,
ст.преподаватель

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Телефон: (8017) 340-60-17
Внутренний: 21-32

КЛИМЕНКО Валерий Адамович,
профессор, д.социол.наук, к.э.н.

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Внутренний: 21-32


ПАШКО Римма Геннадьевна,
к.философ.наук, доцент каф.СГД

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Внутренний: 21-32

СОЛОВЕЙ Юлия Васильевна,
ст.преподаватель

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Внутренний: 21-32








ВОЛОДИНА Татьяна Васильевна,
профессор кафедры СГД, доктор филологических наук, доцент

Учебный корпус №3, кабинет 3213
Внутренний: 21-32

a:2:{s:4:"TEXT";s:65534:"a:2:{s:4:"TEXT";s:78695:"

Учебно-методические комплексы по дисциплинам:


УМК по дисциплине "Белорусский язык".
УМК по дисциплине "Великая отечественная война советского народа".
УМК по дисциплине "Делопроизводство".
УМК по дисциплине "Инновационный менеджмент".
УМК по дисциплине "История военно-политических конфликтов".
УМК по дисциплине "Основы права".
УМК по дисциплине "Основы психологии и педагогики".
УМК по дисциплине "История Беларуси".
УМК по дисциплине "Философия".
УМК по дисциплине "Логика и методология науки".
УМК по дисциплине "Социология".
УМК по дисциплине "Экономическая теория".
УМК по дисциплине "Коррупция и её общественная опасность".
УМК по дисциплине "Основы военной социологии".
УМК по дисциплине "Экономика отрасли".
УМК по дисциплине "Педагогика и психология высшей школы".

Экзаменационные вопросы по дисциплинам кафедры.

ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Политология: предмет, объект и функции.

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

3. Задачи курса политологии. Роль политологии в формировании социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.

4. Политика: сущность и роль в развитии общества.

5. Политические идеи Древнего мира и Средних веков.

6. Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI-XVIII в.

7. Политические теории XIX в.

8. Основные направления развития политологии в наше время (XX-XXI в.)

9. Эволюция политической мысли в Беларуси.

10. Политическая власть: понятие, происхождение и структура.

11. Основные черты и функции политической власти.

12. Легитимность и эффективность политической власти.

13. Основания и ресурсы власти.

14. Субъекты политической власти и их характеристика.

15. Теория разделения властей.

16. Политическая система общества: сущность, структура и функции.

17. Типология политических систем и их характеристика.

18. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь.

19. Понятие политического режима и его критерии.

20. Тоталитарный политический режим: сущность и разновидности.

21. Демократический политический режим: содержание и основные черты.

22.  Авторитарный политический режим и его отличительные признаки.

23. Международные политические отношения: сущность, субъекты, формы и принципы.

24.  Современные концепции международных отношений.

25. Особенности международных отношений в современном мире (силовой характер, доминирующая роль межгосударственных отношений).

26. Международные организации, осуществляющие регулирование социально-политических отношений стран и народов.

27. Внешняя политика государства: понятие, сущность, субъекты, функции.

28. Национальные интересы и средства осуществления внешней политики.

29. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь, её многовекторный характер.

30. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений.

31. Понятие идеологии: историческая ретроспектива и современное понимание.

32.  Структура и функции идеологии.

33.  Теории деидеологизации и реидеологизации.

34. Классификация современных идеологических течений.

35.  Либерализм и неолиберализм.

36.  Консерватизм и неоконсерватизм.

37. Социализм и его основные разновидности. Идейно-политическая доктрина социал-демократии.

38.  Коммунистическая идеология.

39. Базовые положения нетрадиционных политических идеологий (анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма и др.).

40. Уровни, элементы и механизм функционирования государственной идеологии. Понятие идеологической работы.

41. Роль средств массовой информации в становлении и развитии белорусской государственной идеологии.

42. Идейный плюрализм гражданского общества и основы идеологии белорусского государства.

43. Формирование белорусской этнической общности и государственности.

44. Национальная идея – мировоззренческая основа белорусского государства.

45. Формирование институтов белорусской государственности в постсоветский период.

46. Вклад отечественных мыслителей (Н. Гусовский, Ф. Скорина, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование гуманистических и демократических идеалов белорусов.

47. Особенности национального менталитета и национального характера белорусов в современном глобализирующемся мире.

48. Конституция Республики Беларусь – основа идеологии современного белорусского государства.

49. Понятие и характерные черты конституционного строя.

50. Права и свободы граждан Республики Беларусь – высший приоритет и цель белорусского общества и государства.

51. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

52. Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.

53. Социальное государство: сущность и приоритеты социальной политики в Республике Беларусь.

54. Характер, особенности и тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

55. Роль Президента Республики Беларусь в механизме функционирования идеологии белорусского государства.

56. Парламент Республики Беларусь – важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии.

57. Идеологическая составляющая в деятельности правительства и подчиненных ему органов государственного управления Республики Беларусь.

58. Органы местного управления и самоуправления в идеологических процессах современной Беларуси.

59. Сущность и особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

60. Задачи по обеспечению устойчивого инновационного развития белорусского общества.

ВОПРОСЫ по дисциплине

«Основы идеологии белорусского государства»

2018-2019 учебный год

1.     Происхождение и значение термина «идеология».

2.     Основные идеологические течения современности.

3.     Концепции деидеологизации.

4.     Концепция реидеологизации и обоснование ее необходимости.

5.     Структура и функции идеологии.

6.     Сущность и специфика идеологии белорусского государства.

7.     Государственные символы Республики Беларусь.

8.     Социокультурные истоки идеологии белорусского государства.

9.     Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства.

10. Национальная система образования: состояние и перспективы.

11. Государственная молодежная политика.

12. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений в Республике Беларусь.

13. Национальная программа демографической безопасности.

14. Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.

15. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства.

16. Национальная политика: сущность, содержание и государственное управление.

17. Ресурсы и потенциал развития Республики Беларусь.

18.  Социально-экономическая безопасность государства.

19.  Правовые основы эффективного государства.

20.  Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.

21.  Права и свободы человека: основная ценность белорусского государства.

22. Институциональные основы формирования эффективного государства (президент, парламент, правительство местное самоуправление и самоуправление).

23. Эффективное государство как важнейший институт управления.

24.  Общественное мнение: сущность и содержание.

25. Тенденции формирования информационного общества в Республике Беларусь.

26.  Средства массовой информации в идеологических процессах.

27. Республика Беларусь в условиях глобализации.

28.  Современные идеологические концепции и доктрины.

29.  Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

30. Концепция национальной политики Республики Беларусь.

 

  ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ 

(В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ)»

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Периодизация истории Беларуси. Историография и источники.

2. Каменный век. Заселение человеком территории Беларуси.

3. Материальная и духовная культура населения Беларуси в бронзовом и железном веке.

4. Первые государства-княжества. Политическое развитие белорусских земель в IX–XI веках.

5. Белорусские земли в период феодальной раздробленности. Борьба с крестоносцами и татаро-монголами.

6. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX–XIII вв.

7. Культура белорусских земель в IX–XIII вв. Принятие христианства.

8. Этнические процессы на белорусских землях: с древности до XII в.

9. Создание Великого княжества Литовского: от Миндовга до Витеня.

10. Внешняя политика Великого княжества Литовского в XIV– первой половине XVI вв. Войны с Московским государством.

11. Внутренняя политика Великого княжества Литовского в XIV– первой половине XVI вв. Кревская уния. Гражданская война 1432–1434 гг.

12. Государственно-политический строй Великого княжества Литовского. Сословная структура феодального общества.

13. Социально-политическое развитие Великого княжества Литовского в XIV–XVI вв. Земельная реформа 1557 г.

14. Развитие белорусского города в XIV–XVI вв. Магдебургское право.

15. Формирование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь». Этнические меньшинства на белорусских землях.

16. Культура белорусских земель в XIV–XVI вв.

17. Ливонская война. Люблинская уния и создание Речи Посполитой.

18. Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Внешняя и внутренняя политика в конце XVI – начале XVII вв.

19. Религия и церковь в Беларуси (XIV–XVI вв.). Реформация и Контрреформация. Брестская церковная уния.

20. Войны середины XVII – начала XVIII вв. и их последствия для Беларуси.

21.Социально-экономическое развитие белорусских земель в XVII–XVIII вв.

22.Политический и экономический кризис Речи Посполитой в конце XVII–XVIII вв. Попытки проведения реформ.

23.Разделы Речи Посполитой. Конституция 1791 г. Восстание Тадеуша Костюшко.

24.Культура белорусских земель в XVII–XVIII вв.

25. Административно-политические преобразования на белорусских землях после присоединения к Российской империи. Особый комитет по делам западных губерний.

26.Общественно-политическое движение в первой половине XIX века. Восстание 1830–1831 гг.

27.Социально-экономическое развитие Беларуси в первой половине XIX в. Реформа государственной деревни графа Киселева.

28.Отмена крепостного права в 1861 г. и ее особенности на белорусских землях.

29.Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. и их особенности в Беларуси.

30.Восстание 1863–1864 гг.

31.Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX вв. Создание политических партий.

32.Развитие капитализма во второй половине XIX – начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа.

33.Культура Беларуси в XIX – начале XX вв.

34.Формирование белорусской нации в XIX – начале XX вв. Политика русификации.

35.Революция 1905–1907 гг. в Российской империи и на белорусских землях.

36.Первая мировая война. Белорусское национальное движение в начале ХХ в.

37.Февральская и Октябрьская революция. Первые мероприятия советской власти.

38.Провозглашение Белорусской Народной Республики.

39.Создание БССР (ССРБ). Литбел ССР.

40.Польско-советская война 1919–1920 гг. Рижский мир.

41.Общественно-политическая жизнь БССР в 1921–1939 гг. Установление тоталитарного режима.

42.Экономика Советской Беларуси в 1918–1928 гг.: «военный коммунизм», новая экономическая политика.

43.Индустриализация и коллективизация в БССР.

44.Западная Беларусь под властью Польши (1921–1939 гг.): социально-экономическое развитие.

45.Общественно-политическое движение в Западной Беларуси (1921–1939 гг.).

46.Культура Беларуси в 1920–1930-е гг. Политика белорусизации.

47.Присоединение Западной Беларуси к БССР. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси.

48.Нацисткий оккупационный режим в Беларуси.

49.Партизанская борьба и подпольное движение в Беларуси (1941–1944 гг.).

50.Освобождение Беларуси от немецких-фашистских захватчиков.

51.Итоги Великой Отечественной войны для белорусского народа. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.

52.Общественно-политическое развитие БССР в 1945–1985-е гг.

53.Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х–первой половине 1980-х гг.

54.Образование, наука и культура в БССР в послевоенный период (1945-1991 гг.)

55.Нарастание кризисной ситуации в СССР и БССР. Перестройка и ее итоги.

56.Провозглашение независимости Республики Беларусь. Становление института президентской власти. А.Г.Лукашенко – первый Президент Республики Беларусь.

57.Общественно-политическое развитие Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХІ вв. Республиканские референдумы и их итоги.

58.Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХІ вв. Белорусская модель социально-экономического развития. Перспективы, направления и проблемы развития гражданской авиации в Республике Беларусь.

59.Суверенная Беларусь на международной арене. Внешняя политика Республики Беларусь в 1990-е – 2017 гг. Участие Беларуси в деятельности международных организаций гражданской авиации.

60.Образование, наука, культура и спорт в независимой Беларуси в конце ХХ – начале ХХІ вв. 

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

         1.        Этапы развития науки.

         2.        Этапы развития техники.

         3.        Структура науки.

         4.        Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

         5.        Предмет логики.

         6.        Понятие. Приемы образования понятий.

         7.        Суждения. Виды суждений.

         8.        Операции с суждениями.

         9.        Умозаключение. Виды умозаключений.

      10.      Дедукция.

      11.      Индукция.

      12.      Традукция.

      13.      Методы научного познания.

      14.      Анализ.

      15.      Синтез.

      16.      Системный подход.

      17.      Структурно-функциональный подход.

      18.      Моделирование.

      19.      Аналогия.

      20.      Проблема доказательства и опровержения в науке.


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

2018-2019 учебный год

 

1. Психология как наука. Объект и предмет, задачи, отрасли психологии. Связь психологии с другими областями научных знаний.

2. Основные методы психологических исследований.

3. Понятие и генезис психики человека.

4. Структура психики человека. Бессознательное и сознание в структуре психики.

5. Фрейдистская и юнгианская модели психики человека: общая характеристика.

6. Понятие личности. Характерные признаки личности и её структура.

7. Понятие психического процесса. Познавательные психические процессы. Основные уровни и формы познания человека.

8. Процессы психической регуляции. Особенности эмоциональных и волевых психических процессов.

9. Общение как психический процесс. Содержание, уровни и функции общения. Основные приоритеты успешного общения.

10. Коммуникация и коммуникативные барьеры. Интеракция и перцепция как составные элементы общения. Понятие личного имиджа.

11. Понятие психического состояния. Виды психических состояний. Психические состояния эмоциональные, активационные, тонические, тензионные: общая характеристика.

12. Понятие психических свойств личности. Направленность личности как её психическое свойство.

13. Темперамент как психическое свойство личности. Характерные черты видов темперамента.

14. Характер, задатки и способности как психические свойства личности.

15. Понятие и характерные черты малой группы. Основные формы межличностных отношений и взаимодействия людей в малых группах.

16. Понятие, содержание, стадии и сферы социализации личности.

17. Институты, механизмы и принципы социализации личности.

18. Педагогика как область научного знания. Основные категории педагогики, её объект и предмет, структура, связь с другими областями научного знания.

19. Краткая история развития педагогических идей. Методология и методы педагогических исследований.

20. Понятие системы образования. Общие принципы функционирования системы образования.

21. Объективные и субъективные факторы развития системы образования. Пути осуществления образовательной деятельности.

22. Система образования Республики Беларусь: приоритеты образовательной политики государства, правовое обеспечение сферы образования.

23. Структура и уровни системы образования Республики Беларусь.

24. Понятие обучения. Характерные черты и структура обучения.

25. Дидактика как наука об обучении. Виды дидактики. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки, компетенции и др.

26. Понятие педагогической технологии (технологии обучения). Основные элементы педагогической технологии. Виды педагогических технологий по характеру взаимодействия обучающего и обучающихся.

27. Понятие и сущность воспитания. Основные виды, методы и средства воспитания.

28. Понятие и особенности процесса воспитания.

29. Основные принципы осуществления воспитания. Сущность самовоспитания и перевоспитания.

30. Специфические черты семейного воспитания. Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

2018-2019 учебный год

1.           Объект, предмет и методы социологии.

2.           Специфика и структура социологического знания.

3.           Основные признаки общества как социальной системы.

4.           Понятие общества как системы социальных связей и взаимодействий.

5.           Типы обществ и их характеристика.

6.           Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

7.           Профессионализм и культурность. Духовная и профессиональная культура авиационного специалиста.

8.           Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

9.           Неравенство как критерий стратификации.

10.       Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и их характеристики.

11.      Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

12.      Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

13.      Понятие социальные изменения. Виды и формы социального изменения.

14.      Кризис как стадия развития социальных систем.

15.      Признаки кризиса. Типология кризиса ( системный, структурный, функциональный и др.). Преодоление кризиса.

16.      Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.

17.      Социальная политика в профилактике социальных патологий общества: безработицы, миграции; помощь и социальное обеспечение лиц пожилого и престарелого возрастов, молодежи, семье и детям.

18.      Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.

19.      Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.

20.      Структура и социальные функции семьи как института и как социальной группы.

21.      Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.

22.      Социальный институт религии в структуре общества.

23.      Структура и социальные функции религии.

24.      Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.

25.      Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

26.      Социологические исследования как средство познания социальной реальности.

27.      Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды.

28.      Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.

29.      Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования.

30.      Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурные части.

31.      Основные характеристики социологического исследования.

32.      Методы социологических исследований: эксперимент.

33.      Методы социологических исследований: анализ документов.

34.      Методы социологических исследований: наблюдение и его виды.

35.      Методы социологических исследований: контент-анализ.

36.      Методы социологических исследований: анкетный опрос, виды интервью.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

2018-2019 учебный год

1. Понятие философии, её объект и предмет. Структура философии. Функции философии.

2. Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения.

3. Древнегреческая философия: досократические школы.

4. Сократовский период в истории древнегреческой философии: философские взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.

 5. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм как школы античной философии.

6. Философия Средневековья: основные периоды, проблемы, представители. Философские взгляды Фомы Аквинского.

7. Основные идеи философии эпохи Возрождения.

8. Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона.

9. Рационализм в философии Нового времени. Философские взгляды Р. Декарта.

10. Философские взгляды И. Канта.

11. Философские взгляды Г. Гегеля.

12. «Философия жизни» как школа неклассической философии: представители, сущность учения Ф.Ницше.

13. Герменевтика как школа неклассической философии: представители, сущность учения, понятие герменевтического круга.

14. Философия экзистенциализма: понятие, представители, сущность учения.

15. Онтология. Понятия сущего и бытия. Развитие представлений о бытии в истории философии.

16. Виды, уровни и формы бытия: общая характеристика.

17. Понятие субстанции. Сущность монизма и дуализма в философии.

18. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии.

19. Основные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как формы существования материи.

20. Системы материи: общая характеристика.

21. Понятие диалектики, её виды и содержание. Основные этапы развития диалектических взглядов.

22. Основные принципы диалектики.

23. Законы диалектики.

24. Проблема человека в истории философии.

25. Сущность познания и его структура.

26. Уровни и формы познания: общая характеристика.

27. Основные проблемы теории познания. Сущность проблемы познаваемости мира.

28. Понятие истины, виды истины. Основные критерии истины.

29. Понятие и сущностные черты общества. Структура общества.

30. Сущность линейного и нелинейного подходов в интерпретации развития общества.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика ОТРАСЛИ»

2018-2019 учебный год

1.       Предмет и задачи дисциплины «Экономика отрасли» в подготовке специалистов.

2.            Отличительные признаки транспортной деятельности.

3.            Особенности функционирования воздушного транспорта как отрасли.

4.            Единицы измерения и показатели объемов работы авиационных предприятий.

5.       Структура транспортного комплекса и перспективы его развития в соответствии с Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 годы.

6.                Государственные органы, осуществляющие регистрацию, и имеет право ликвидации юридического лица.

7.                Структура и перспективы развития гражданской авиации  Республики Беларусь.

8.       Специализация и кооперирование производства.

9.       Комбинирование и концентрация производства.

10. Монополия: понятие, формы, государственное регулирование деятельности.

11. Признаки юридического лица. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

12. Формы реорганизации юридического лица.

13. Виды предприятий, основанные на государственной форме собственности.

14. Хозяйственные общества, их виды отличительные признаки.

15. Акционерные общества, их виды, отличительные признаки.

16. Товарищества и как форма коммерческих организаций, их особенности.

17. Сущность, состав и структура основных фондов.

18. Оценка основных фондов, виды оценки.

19. Износ основных фондов: виды, методы оценки.

20. Амортизация основных фондов: сущность, способы начисления.

21. Показатели эффективности использования ОФ.

22. Аренда и лизинг основных фондов: сущность и формы, их содержание.

23. Экономическая сущность, структура (классификация) и назначение оборотных средств. Отличие от основных фондов.

24. Нормирование и планирование оборотных средств: сущность, виды, их содержание.

25. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

26. Влияние ускорения оборачиваемости оборотных средств на экономику предприятия.

27. Источники формирования оборотных средств.

28. Производственный цикл: понятие, структура промышленного и транспортного циклов.

29. Персонал предприятия: состав, структура, классификация. Авиационный персонал.

30. Баланс рабочего времени. Производственный календарь. Суммированный учет рабочего времени.

31. Планирование численности производственного персонала и АУП на предприятии. Штатное расписание.

32. Баланс рабочего времени. Производственный календарь и расчетная норма рабочего времени.

33. Суммированный учет рабочего времени, отличительные признаки, порядок расчета отработанного времени.

34. Производительность труда: показатели, методы ее измерения, факторы роста.

35.           Сущность и задачи технического нормирования труда, техническая норма времени, норма выработки и другие нормы труда, их характеристики и расчет.

36.           Аттестация рабочего места: содержание, цель, способы и их содержание.

37.           Хронометраж и фотография рабочего времени: содержание, цель и порядок проведения.

38. Формы и системы оплаты труда. Государственное регулирование оплаты труда.

39. Сдельная форма оплаты труда и ее системы.

40. Повременная форма оплаты труда. Содержание тарифной системы. Порядок расчета тарифной ставки (оклада) для работников коммерческих и бюджетных организаций.

41. Фонд оплаты труда и его планирование на предприятии, взаимосвязь с производительностью труда. Штатное расписание, его содержание по оплате труда.

42. Социальное партнерство: сущность, участники, уровни и виды договоров, их содержание.

43. Социальное обеспечение и источники формирования общественных фондов потребления.

44. Социальное страхование работников: сущность и порядок формирования Фонда социальной защиты населения. Медицинское страхование работников.

45. Профессиональное пенсионное страхование: сущность, порядок. Страхование авиационного персонала.

46. Себестоимость продукции (работ, услуг) и содержание статей затрат.

47. Себестоимость продукции в гражданской авиации, показатели эффективности работы.

48. Цена и тариф: понятие, функции, виды по способу установления, методы регулирования цен государством.

49. Виды и структура цен, содержание элементов.

50. Доход и прибыль, ее виды и направления ее использования на предприятии.

51. Рентабельность как экономическая категория, ее виды, порядок расчета.

52. Научно-технический прогресс: сущность, виды, воздействие на экономику. Концепция технологических укладов.

53.  Жизненный цикл продукции. Инновационная деятельность и ее этапы. Классификация инноваций.

54.  Методы оценки эффективности инвестиций: чистый дисконтный доход, рентабельность, срок окупаемости.

55. Планирование как вид государственного регулирования экономики. Виды и содержание планов.  Индикаторы прогноза социально-экономического развития национальной экономики.

56. Планирование на уровне предприятия: виды планов, их содержание.

57. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: задачи и основные показатели.

58. Анализ финансового положения предприятия: содержание, задачи и показатели.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

2018-2019 учебный год

         1.        Экономические науки: общие и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории.

         2.        Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Методы экономической науки.

         3.        Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

         4.        Потребности: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.

         5.        Ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и характеристика ресурсов.

         6.        Экономические блага: понятие, классификация, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.

         7.        Проблема  выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные  издержки.

         8.        Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы.

         9.        Собственность: понятие, типы и формы. Реформирование собственности в Республике Беларусь.

      10.      Типология современных экономических систем: традиционная экономика, классический капитализм, административно-командная экономика, смешанная.

      11.      Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура. Классификация рынков.

      12.      Конкуренция: понятие, виды. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Определение и отличительные признаки.

      13.      Модели рыночной экономики. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

      14.      Спрос. Зависимость величины спроса от цены. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

      15.      Предложение. Зависимость величины предложения от цены. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

      16.      Рыночное равновесие. Отклонения о т рыночного равновесия.

      17.      Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене: понятие, формула, экономическая сущность.

      18.      Перекрестная эластичность спроса, эластичность спроса по доходу: понятие, формулы, экономическая сущность.

      19.      Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность.

      20.      Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

      21.      Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия и ее уравнение. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии.

      22.      Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовы